Обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2018 г.

В феврале 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 99,8 млн т (+3,9% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 196,3 млрд т-км (+3,7%).

Возобновился рост погрузки угля (+3,8%), также выросли объемы перевозок строительных грузов (+5,6%), железной руды (+3,7%), черных металлов (+7,1%), лесных грузов (+5,7%), удобрений (+6,7%), цемента (+7,1%), зерна (+43,8%) и кокса (+4,5%).

Снизились перевозки нефти (-2,6%), цветной руды (-6,3%) и лома (-6,5%).

Уголь: к новым рекордам

Погрузка угля в феврале выросла к прошлому году на 3,8% и составила 29,8 млн т, установив рекорд для этого месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 60,8 млн т угля, что на 1,1% выше аналогичного периода 2017 г.

Падение показали внутренние перевозки (-3% к февралю 2017 г.), тогда как экспорт вырос на 8%. Больше других поставки из России нарастили Польша, Украина и Румыния: прирост в феврале в эти страны составил 300-500 тыс. т. Стоит отметить, что рейтинг основных потребителей российского угля несколько изменился. Так, на второе место после Японии по объемам импорта отечественной продукции вышла Великобритания, обогнав Китай. При этом Польша, исторически не являющаяся крупным импортером, уже наравне с Украиной потребляет объемы, сопоставимые с отгрузками в Китай.

По данным департамента угольной промышленности Кемеровской области, добывающие компании намерены наращивать мощности: в 2018 г. планируется ввести в эксплуатацию новый участок открытых горных работ «Убинский-1» АО «Разрез «Шестаки», запустить проект по освоению участка «Гусинский-Южный» ООО «СП «Барзасское товарищество». Также ожидается старт строительства трех обогатительных фабрик общей мощностью 12,5 млн т: «Увальная» (АО «УК «Сибирская»), «Краснокаменская» (АО «ИК «ЮКАС-Холдинг»), «Талдинская-Энергетическая» (ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»). По оценке администрации Кемеровской области, после запуска этих фабрик совокупная перерабатывающая мощность региона увеличится на 8% и составит 175,4 млн т.

Кроме того, в марте начались первые экспортные поставки с Зашуланского месторождения (Забайкальский край) на припортовую станцию Находка-Восточная. До конца года планируется экспортировать 230 тыс. т угля, при этом выход на проектную мощность разреза (6 млн т угля в год) предполагается к 2021 г.

Масштабные планы по экспорту российского угля упираются в недостаток инфраструктуры. ОАО «РЖД» уже рекомендовало задействовать в перевозках угля из Кузбасса в направлении порта Восточный вагоны повышенной грузоподъемности. В результате ожидается умеренный рост перевозок угля железнодорожным транспортом.

Нефть и нефтепродукты: все дальше вниз

Погрузка нефти и нефтепродуктов в феврале снизилась к предыдущему году на 2,6% и составила 18,8 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 39,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 2,6% ниже аналогичного периода 2017 г.

По оценке ИПЕМ, ожидается дальнейшее падение погрузки нефтяных грузов железнодорожным транспортом вследствие ввода в эксплуатацию целого ряда трубопроводных мощностей: подключение к ВСТО-2 Комсомольского НПЗ (на 5,1 млн т), строительство нефтепродуктопровода Волгоград–Тихорецк, подключение Волгоградского НПЗ (на 2,6 млн т), а также магистральных нефтепроводов Афипского и Ильского НПЗ (на 1,5 млн т). Кроме того, планируется перепрофилирование нефтепровода в Московской области на светлые нефтепродукты, что приведет к потере погрузки ОАО «РЖД» на 1 млн т.

Несмотря на усиление конкуренции со стороны трубопроводного транспорта, ОАО «РЖД» планирует к 2025 г. нарастить объемы перевозок нефти и нефтепродуктов не менее чем на 7 млн т. С этой целью ведутся переговоры с ПАО «Транснефть» по географической и продуктовой сегментации перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Также для привлечения грузов на железную дорогу ОАО «РЖД» ввело скидку 50% до конца года на порожний пробег цистерн из-под перевозок нефтепродуктов с припортовых станций Октябрьской железной дороги на станции Белорусской железной дороги.

В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов будет снижаться, но возможно торможение темпов данного процесса за счет государственного регулирования и достижения транспортного баланса между разными видами транспорта.

Строительные грузы и цемент: восстановление за счет жилищного строительства

Погрузка строительных грузов в феврале выросла к аналогичному периоду прошлого года на 5,6% и составила 9,4 млн т, а цемента — на 7,1% и 1,5 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 18,2 млн т строительных грузов и 2,7 млн т цемента, что на 9,8% и 7,3% выше аналогичного периода 2017 г.

В феврале 2018 г., по данным Росстата, в РФ было введено в эксплуатацию 5,2 млн м2 жилья, что на 33,8% больше показателя февраля 2017-го. При этом рост с начала года составил 24,6%.

В марте президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу ежегодно строить 120 млн м2 жилья, что в 1,5 раза превышает текущие объемы. По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, речь идет о планах в течение 10-15 лет, начиная с 2024-2025 гг. При этом ставка ипотечного кредитования должна быть в пределах 7-8%.

Целевые параметры вполне достижимы: по данным ЦБ, средневзвешенная ставка по ипотеке к февралю составляла 9,85%. В феврале ипотечный рынок поставил новый рекорд: было выдано более 100 тыс. кредитов на сумму 200 млрд руб., что в 2 раза превышает показатели 2017 г. Однако уже к концу марта ЦБ принял решение понизить ключевую ставку в стране с 7,5% до 7,25%, что приведет к дальнейшему падению ипотечных ставок и росту объемов выдачи ипотеки. Кроме того, уже к концу года ЦБ планирует вновь понизить ставку до 6-7%.

В марте аналитики и участники рынка цементных перевозок заявили о возможной нехватке цементовозов в краткосрочной перспективе. К этому привели начавшееся восстановление строительной отрасли, отсутствие закупок цементовозов в предыдущие годы, а также на фоне рекордного урожая увеличение перевозок в зерновозах, которые ранее использовались для перевозки цемента.

В среднесрочной перспективе благодаря оживлению строительной отрасли ожидается рост погрузки стройгрузов и цемента железнодорожным транспортом, однако темпы роста будут зависеть от обеспеченности грузоотправителей подвижным составом.

Лесные грузы: рост за счет внутренних перевозок продолжился

Погрузка лесных грузов в феврале выросла к уровню предыдущего года на 5,7% и составила 3,7 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 7,1 млн т лесных грузов, что на 5,5% выше аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки увеличились на 14%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года.

Наибольший рост перевозок произошел в Архангельскую область (+20%). Причина — в наращивании производственных мощностей в регионе. Так, в марте группа компаний «Устьянский лесопромышленный комплекс» запустила сразу два предприятия по выпуску тонкомерной древесины мощностью 900 тыс. кубометров пиловочника и 150 тыс. пеллет древесных гранул в год.

Представители Минпромторга, российских компаний и министерства экономики ОАЭ обсудили перспективы экспорта продукции лесопромышленного комплекса РФ в ходе международной выставки деревообрабатывающей промышленности Dubai WoodShow 2018. Кроме того, на выставке была достигнута договоренность о поставках в Кувейт настила компании ООО «СТОД» (Utralam) для строительных лесов на сумму в $500 тыс., поступили предварительные заявки на продукцию и других российских экспонентов.

Прогнозируется увеличение внутренних перевозок на фоне повышения спроса со стороны застройщиков, роста деревообработки, а также умеренное развитие экспортного направления с возможным выходом на новые рынки.

Зерно и продукты перемола: продолжение роста

Погрузка зерна в феврале составила 2,3 млн т (+43,8% к февралю предыдущего года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 4,5 млн т зерна, что на 41,5% выше аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки выросли на 7%, а экспортные — более 65%, по-прежнему за счет трехкратного увеличения объемов в Египет.

Несмотря на повышение Минсельхозом прогноза экспорта зерна по итогам сезона до 52–53 млн т, по оценке «СовЭкон», экспорт может не превысить порог в 50 млн т. На это влияет неясность с отгрузкой в июне-июле в южных портах в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 и, как следствие, запретом на фумигацию (обработку зерна от вредителей) в портовых зонах, так как некоторые из них недостаточно удалены от стадионов. Кроме того, экспортеры опасаются заключать контракты в связи с неопределенностью действия экспортной пошлины после 1 июля 2018 г. Вдобавок, уже сейчас некоторые грузоотправители стали жаловаться на нехватку подвижного состава.

При этом будущий урожай может оказаться значительно ниже результатов текущего сезона. По оценке Минсельхоза, он может составить около 100 млн т. В краткосрочной перспективе перевозки зерна железнодорожным транспортом до конца сезона покажут рост, однако его темп будут зависеть от целого ряда вышеперечисленных факторов.

Химические и минеральные удобрения: рост по всем направлениям

Погрузка удобрений в феврале составила 4,8 млн т (+6,7% к февралю предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 10 млн т удобрений, что на 6,4% выше аналогичного периода 2017 г. При этом перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях.

По оценке Минсельхоза, только за январь аграрии закупили удобрений более чем на 50% больше, чем за тот же месяц годом ранее. Всего же по итогам 2018 г. общий объем внесенных минудобрений в пересчете на действующее вещество увеличится на 100 тыс. т до 3,3 млн т.

Основное увеличение экспорта произошло в Швейцарию (почти в 2 раза), Бразилию (+35%), а также Сирию и Молдову, тогда как в прошлые годы поставки в эти страны не осуществлялись.

В марте компания «ЕвроХим» запустила Усольский калийный комбинат в Пермском крае. До конца года на предприятии планируется получить около 450 тыс. т готовой продукции. При этом мощность комплекса по производству хлористого калия «ЕвроХима» в рамках работы первой очереди на фабрике Усольского калийного комбината составляет 2,3 млн т в год.

На фоне сохранения мирового спроса на удобрения, а также увеличения объемов внесения удобрений российскими аграриями в среднесрочной перспективе можно ожидать дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

Обзор предоставлен ПНК ОВК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *